1mim (1mim) wrote,
1mim
1mim

Category:

"Смысл этой басни ясен: не надо басен..." Басни Эрдмана и Масса.

«С середины двадцатых годов (прошлого века) возникло содружество Николая
Эрдмана и Владимира Масса. Вместе они сочиняли пародии, басни, интермедии,
обозрения для Ленинградского Мюзик Холла, для Леонида Утесова с его знаменитым
джазом.

По предложению кинорежиссера Григория Александрова они написали сценарий первой
Советской кинокомедии «Веселые ребята».

В 1933 году во время съемок «Веселых ребят» оба автора были арестованы и
сосланы на десять лет. Поводом послужили басни, слишком смелые для того
времени…»...(Википедия)


ОБ ОЧКОВТИРАТЕЛЬСТВЕ (ТЕРМОМЕТР)

В одном термометре вдруг захотела ртуть
Достигнуть сорока во что бы то ни стало.
И в сей возможности не усумнясь нимало
Пустилась в путь.

- Энтузиазм большая сила! -
Вскричала ртуть, и стала лезть.
Но ничего не выходило:
Всё тридцать шесть и тридцать шесть.

- Ура! Вперед! На карте честь! -
Она кричит и лезет вон из шкуры.
Всё тридцать шесть!

А что ж, друзья, и в жизни есть
Такого рода "реомюры":

Кричат: Ура!
Кричат: Пора!
А не выходит...


...ни хера.



ФУГА БАХА

Однажды Бах спросил свою подругу:
- Скажите мне,
вы любите ли фугу?
Смутясь и покраснев как рак,
Подруга отвечала так:
- Не ожидала я увидеть в вас нахала!
Прошу вас, не теряйте головы!
Я - девушка, и в жизни не видала
Того, о чем спросили вы!..

Ну что ж, читатель-друг,
действительно, подруга
Не знала, что такое фуга.
Но это не ее вина:
Другие были времена,
Она росла в провинции, у тети...

Теперь таких девиц вы не найдете.




СЛУЧАЙ С ГИПОПОТАМОМ

Раз к венерологу пришел гипопотам.
- Ай, больно! - он кричал.
- Где больно, друг мой?
- Там!

Мораль сей басни в том,
что к незнакомым дамам
Ходить не нужно и гипопотамам.




НЕПРЕЛОЖНЫЙ ЗАКОН

Мы обновляем быт
И все его детали.

"Рояль был весь раскрыт
И струны в нем дрожали..."

- Чего дрожите вы? - спросили у страдальцев
Игравшие сонату десять пальцев.

- Нам нестерпим такой режим,
Вы бьете нас - и мы дрожим!..

Но им ответствовали руки,
Ударивши по клавишам опять:
- Когда вас бьют, вы издаете звуки,
А если вас не бить, вы будете молчать.

Смысл этой краткой басни ясен:
Когда б не били нас,
мы б не писали басен.




СЛУЧАЙ С ПАСТУХОМ

Один пастух, большой затейник,
Сел без штанов на муравейник.
Но муравьи бывают люты,
Когда им причиняют зло,
И через две иль три минуты
Он поднял крик на все село.
Он был искусан ими в знак протеста.

Мораль: не занимай ответственного места.




ФРЕЙДИСТ

Один фрейдист, придя из института
К себе домой,
Узрел ученика, который почему-то
Сидел на канапе с его женой.

Причем, сидел в такой нелепой позе,
Что ни в стихах не выразить, ни в прозе.

Ученый головой поник:
- Моя жена и мой же ученик!
Что может означать подобное явленье?
Должно же быть ему у Фрейда объясненье!
Допустим, что он в ней свою увидел мать.
Но все же этот факт какого будет типа?
"Нарцизм" ли это?
Комплекс ли Эдипа?
Как мне точней всего его назвать?

Ученый целый год найти ответ старался,
А ларчик просто открывался
И очень просто назывался.

Вот так и мы порой, как комики,
Ответа ищем в экономике.
А он один и там и тут:
Ее ...
И нас ...




МУРАШКИ

На чьем-то теле, под рубашкой,
Мурашка встретилась с мурашкой.
Они решили вместе жить,
Чтоб что-нибудь для вечности свершить,
Стремясь к какой-нибудь великой Цели
Смело...
Но тут залихорадившее тело
Окутал вязаный жакет,
Озноб прошел.
Оно вспотело,
И вот мурашек наших нет...
Мурашки - это те, которые по коже.
А мы? Что если вдруг и мы на них похожи?




ПОЭТ

Один поэт, свой путь осмыслить силясь,
Хоть он и не был Пушкину сродни,
Спросил: «Куда вы удалились,
Весны моей златые дни?»

Златые дни ответствовали так:
— Мы не могли не удалиться,
Раз здесь у вас такой бардак
И вообще, черт знает что творится!

Златые дни в отсталости своей
Не понимали наших дней.




ПОЭТ И КРАСАВИЦА

Раз, после долгой контратаки,
Не бывшая ни разу в браке
Одна красавица вдруг загорелась вся
В объятьях своего прекрасного поэта.
А он, чудак, то то придумывал, то это,
Когда же песнь любви пропеть он собрался,
То песенка его уж оказалась спета.

Читатель-друг! Запомни до могилы:
Теряя время, мы теряем силы.

(ПОЭТ И КРАСАВИЦА. Вар 2)
О женщина, запомни до могилы:
Теряя время, мы теряем силы.




ТРИ ДАМЫ

В трамвай вошли три дамы
Одна беременней другой
И не теряя времени
Я уступаю место той
Которая беременней.




ВПОЛНЕ ВОЗМОЖНО

Однажды драматург Шекспир
Устроил грандиозный пир.
Купил вина, купил сельдей
И посадил за стол блядей.

Читатель может возмутиться.
И впрямь: могло ли так случиться,
Что величайший из людей,
Шекспир, и вдруг среди… сельдей?!

Безоговорочно и прямо
Должны мы оправдать Вильяма:
Вильям Шекспир купил сельдей
Не для себя, а для блядей!




САМОГОННЫЙ АППАРАТ

Однажды самогонный аппарат
Подумал так: «Я не персона грата,
Но все-таки, в известном смысле, брат
Фотографического аппарата.
Работать я могу день изо дня.
Я хорошо сработан, молод, емок,
Так почему ж не пользуют меня
Хотя бы для простых натурных съемок?»
И вот куда-то в Центр, без замедленья
Он написал об этом заявленье.
Зав.,
Заявленье прочитав,
Сказал: «А он, пожалуй, прав».
И так постановил: «В течение недели,
Без канители,
Казенщины, а также лишних трат,
Оставив в стороне вопрос зарплаты,
Зачислить самогонный аппарат
В фотографические аппараты,
И выдать соответственный мандат».




ВОРОНА И СЫР

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.
Читатель скажет: Бога нет!
Читатель, милый, ты придира!
Да, Бога нет. Но нет и сыра!




ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ОСЕЛ

Мы пишем не для похвалы,
А для внушения морали.
В лесу однажды все ослы
Вдруг диалектиками стали.
Но так как страшный произвол
Царит сейчас во всей вселенной,
Диалектический осел
Глуп так же, как обыкновенный.




CЛУЧАЙ В ГАРЕМЕ

Однажды наклонилась близко
К младому евнуху младая одалиска.
А деспотичный шах, меж тем,
Уже успел войти в гарем.
- Ага!.. В гереме?..
Ночью?.. Вместе? -
Воскликнул шах. - Я жажду мести!
Какой позор! Какой скандал!..
Тут визирь шаху так сказал:
- Зачем же звать его к ответу?
Почто ему готовить месть?
О, шах! У евнуха ведь нету!
- Но у нее, мерзавки, есть!
- Пойми, лишен он этой штуки!
- А руки?.. Срубить!
Палач взмахнул мечом,
И руки стали не при чем.
Но оказался в дураках
Представьте, все же старый шах.
Над шахом евнух долго издевался:
Язык-то у него остался!

Сколь наша участь более горька:
У нас есть то и сё,
но нету языка.





Всеволод Мейерхольд, Николай Эрдман и Владимир Маяковский, фото 1928 года.

Осенью 1933-го Николая Эрдмана и его соавтора Владимира Масса, с которым они вместе писали басни и сатирические стихи, арестовали, формально - за басни. В следственном деле фигурирует, например, басня "Термометр". В стране идет безумная гонка индустриализации, товарищ Сталин возвещает о выполнении пятилетки в четыре года, а Эрдман высмеивает лживые победные реляции, лозунговый энтузиазм и утопическую туфту.

Существует несколько версий событий, которые привели к аресту Эрдмана. Самая распространенная такова. Знаменитый актер Василий Качалов, будучи под хмельком, прочел несколько басен в Кремле, на вечеринке у Сталина. Сначала все смеялись, а затем улыбки на лицах мгновенно растаяли: глаза вождя вдруг пожелтели, что с ним бывало, когда он впадал в ярость. Сталин спросил: "Кто автор этих хулиганских стихов?!"

Сотрудники ГПУ (так когда называли КГБ) арестовали Эрдмана и Масса в Гаграх, где завершались съемки фильма "Веселые ребята" по их сценарию. Времена были еще не самые страшные, поэтому отделались они довольно легко. Эрдмана выслали на три года в город Енисейск в Восточной Сибири. Оттуда пришла окольными путями записка с горьким экспромтом:

"Однажды ГПУ пришло к Эзопу
И хвать его за ж..у .
Смысл этой басни ясен:
Не надо басен".


Кроме друзей и жены, тайком от всех побывала у него в ссылке и Ангелина Степанова - тогда еще восходящая звезда, 23-летняя актриса МХАТа. Они познакомились в 1928 году, когда Эрдман был на вершине славы. А красавица Ангелина Степанова, дитя новой, советской эпохи, была окружена многочисленными почитателями и поклонниками. Но любила только Эрдмана. Семь лет длился их роман. Семь лет, из которых почти половина прошла в разлуке. Зато благодаря этой разлуке появились письма Ангелины Степановой к Николаю Эрдману, написанные в те годы, когда он был в ссылке. В 2008 году они были опубликованы.



Когда Николая Робертовича арестовали, актриса добилась у Енукидзе, курировавшего тогда МХАТ по линии ЦК партии, свидания с Эрдманом на Лубянке. Всемогущий нарком (потом он будет расстрелян, как и многие другие), когда Степанова обратилась к нему с этой просьбой, был ошарашен: "Что заставляет вас так неверно и необдуманно поступать?". Она ответила: "Любовь".

В октябре 1936 года Николай Эрдман получил в Томском райотделе НКВД справку об отбытии срока ссылки. Но в крупных городах страны, включая Москву, ему жить было запрещено. Он решил поселиться в Калинине. Тайком приезжал в Москву. Самыми близкими его друзьями были в те времена Михаил Булгаков и его жена Елена Сергеевна. Он, случалось, даже ночевал у них. В феврале 1938 года Булгаков, который сам находился в опале, написал письмо Сталину с просьбой разрешить Эрдману вернуться в Москву.

Реакции на это письмо никакой не последовало, но Эрдмана, по крайней мере, не трогали. Ни пьес, ни басен он уже не писал. Как сказала позже Надежда Яковлевна Мандельштам, "обрек себя на безмолвие, лишь бы сохранить жизнь". Впрочем, в те жуткие времена и безмолвие далеко не всегда спасало. Но Эрдман уцелел. Возможно, определенную роль здесь сыграло то, что он написал сценарий фильма "Волга-Волга", который вышел на экраны в 1938 году и очень понравился Сталину. Правда, фамилии Эрдмана в титрах не было. Режиссер Григорий Александров убрал ее - как и несколькими годами раньше из титров "Веселых ребят".

В Москву Эрдман сумел вернуться лишь в начале пятидесятых годов, после того, как вышел на экраны фильм "Смелые люди", одним из авторов сценария которого он был. Эрдман в числе прочих был удостоен Сталинской премии. Тогда и прописали.

Киносценариям, эстрадным скетчам, инсценировкам Эрдман посвятил последние двадцать лет своей жизни (он умер в 1970 году от рака). Своих пьес больше не писал. Мнения знавших его мемуаристов весьма противоречивы: одни считают, что запреты и ссылка сломали Эрдмана и заставили замолчать, другие - что он сознательно и добровольно принял такое решение, потому что писать правду было нельзя, а лгать он не хотел.

К счастью, в середине шестидесятых годов в Москве появился театр, который стал для Эрдмана своим. Это был Театр на Таганке. Эрдман, давно и близко знавший Юрия Любимова, стал членом художественного совета театра. Любимова много раз спрашивали, как ему удалось создать Таганку. Он отвечает так: "Всё зависит от компании. У кого какая компания - таковы и результаты. У меня была хор-рр-рошая компания". И перечисляя славные имена, неизменно открывает список Эрдманом.


Николай Эрдман и Владимир Масс. Фото с сайта pahra.ru

http://www.epochtimes.ru/content/view/51768/76/
http://www.dw.de/%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D1%8B-%D0%B3%D0%BF%D1%83-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%88%D0%BB%D0%BE-%D0%BA-%D1%8D%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D1%83-%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BA/a-5839433
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments