1mim (1mim) wrote,
1mim
1mim

Categories:

Добрый человек с "Таганки"...

Сегодня день памяти Бориса Хмельницкого. Он умер 16 февраля 2008 года

В Театре на Таганке этого аристократически красивого актера называли Бэмби. Сквозь внешность коронного Донжуана проглядывали наивные глаза олененка. И прозвал его так в честь мультипликационного героя не кто нибудь, а сам Юрий Петрович Любимов, потому что Борис был такой же добрый и наивный, чистый и открытый. Роскошный мужчина, известный артист, и при этом его нисколько не затронула звездность. От него словно исходил внутренний свет.



Для нас Борис Хмельницкий остался романтичным капитаном Грантом и самым благородным Робин Гудом советского кино. Он и в жизни был таким же: порядочным, честным, надежным. С ним рядом было необыкновенно тепло и празднично.

Вот как вспоминает о нем его любимая дочь Даша:
...В нашем дворе его знали и любили все — от академика до последнего пропойцы. Сколько раз видела: папа собирается из дома по делам и в дорогу сооружает бутерброды с колбасой и сыром — большой кулек получается. Пачки сигарет добавляет. Сначала спрашивала: зачем? Потом уже знала: для местных бомжей. А они его ждут, получив «паек», благодарят: «Боря, спасибо тебе! Таких, как ты, больше нет...»




Хмельницкий, Галина Беляева, Евгений Моргунов.


И правда, папа был совершенно уникальным человеком. Ему удалось прожить жизнь, ничем не запятнав себя. Казалось бы, сильный, суровый, жесткий мужчина, с грубовато-хриплым голосом, — само воплощение брутальности. Он на самом деле был таким.

С Машковым.


А прозвали его Бемби не из-за слабости, нет. Всех, кто попадал в орбиту папиной жизни, буквально обволакивала его доброта. Он никогда ни с кем не конфликтовал.

С Керком Дугласом.



Ни разу ни про кого не сказал плохого слова.




Актер во мно­гом был похож на своего кинематографического героя благородного "Робин Гуда":. В родном Театре на Таганке он никогда не вступал в закулисные свары, избегал интриг и не шел по трупам. Когда в 1982 году Хмельницкого назначили на роль Воланда (которую на протяжении пяти лет играл Вениамин Смехов), а потом тут же ее отобрали, он не стал спорить и качать права, а написал заявление об уходе.

В роли Воланда в "Мастере и Маргарите".


Если кто-то ждал, что Борис устроит скандал, то просчитался: до конца жизни Хмельницкий сохранил хорошие отношения со всеми коллегами.

Золотухин, Высоцкий, Хмельницкий.


— Папа говорил: “На родителей и учителей не обижаются”. Он был благодарен Юрию Петровичу, который его взял в театр. Папа практически не говорил, он заикался, и многие экзамены сдавал в институте письменно. Как его вообще взяли в Щукинское училище? Он три года не мог поступить. Помог Вольф Мессинг, который дружил с папиными родителями и был сильно увлечен моей бабушкой. Правда, здесь его чары были бессильны. Мессинг сказал: “Боречка, позвони, когда пойдешь на прослушивание”. Но папа не успел, его вызвали раньше, а когда позвонил, услышал: “Боречка, я все знаю”. Тут вышли члены комиссии и объявили, что Борис Хмельницкий принят.



Его звали в другие театры, но он ос­тал­ся верен своей «Таганке», на сце­не которой излечился от заикания... В своей профессиональной жизни довольствовался только кино, концертами и обществом «Знание».


Весь "цвет" Таганки.


Свою дочь Дашу актер воспитывал сама, был "отцом одиночкой"...



Про маму говорил всегда с нежностью: «Моя жена Маша». Это при том, что они развелись после двух лет брака, когда мне было года полтора. После развода я стала жить с папой. Родители сумели сохранить замечательные отношения — они никогда не ругались, ничего не делили, не выясняли.

– Папу я чувствую рядом с собой постоянно. Что бы ни делала, где бы ни находилась. Вот и сейчас смотрю на свою дочку Аню и верю, что и папа нас видит и знает, как я счастлива. И тут же другая мысль: «Если бы он дожил, если бы смог взять ее на руки, уткнуться в теплую душистую щеку…» Он стал бы потрясающим дедом, потому что был гениальным отцом. Папа дал мне столько любви, что я до сих пор не перестаю ее ощущать. Может, поэтому я никогда не боялась остаться без денег, без работы, всегда знала, как мне жить. Даже когда папы не стало.




Папа всегда меня жалел. Поднимая по утрам, ругался: «Кто придумал эту глупость! Почему уроки должны начинаться обязательно в 8.30, а не в 10 часов утра?! Ребенок только что проснулся, а уже должен из тепла идти в холод, в темноту». Он провожал меня в школу каждый день. Что бы ни происходило накануне, как бы поздно он ни вернулся домой — ничто не могло помешать нашему утреннему ритуалу. Папа вставал рано, готовил завтрак, потом будил меня. В холод заранее спускался к подъезду, разогревал машину и отвозил меня в школу на своих «Жигулях». О чем только мы не говорили в те утренние часы, столько всего обсуждали. Папа читал мне стихи. Наизусть знал всего Блока, Есенина, Маяковского... Даже когда я выросла, поступила в институт, папа, если находился в Москве, все равно провожал меня на занятия…

С сестрой Луизой.


А вот как рассказывает о личной жизни артиста его сестра Луиза:
— Бобик обожал обеих своих жен. В первую, Марианну Вертинскую, был безнадежно влюблен еще со времен института — они ведь учились вместе. Когда Маша наконец-то ответила на его чувства, он был на седьмом небе от счастья. Но уже через несколько месяцев я стала понимать: у них что-то не складывается. Как-то вечером он позвонил мне: «Луза, можно я приеду?». Сел напротив и спрашивает: «Ты не знаешь, как нашим родителям удалось построить такие идеальные отношения?».

Марианна Вертинская, Борис Хмельницкий.



У них с Машей все шло совсем не так, как он ожидал. Но, на мой взгляд, ничего удивительного в этом нет: Вертинская к тому времени была уже сложившейся творческой личностью и взрослой женщиной, несколько раз побывала замужем. Боре нужно было либо принять ее такой, какая она есть, и понять, что она никогда не будет сидеть дома и готовить обеды, либо не жениться вообще. Они развелись, прожив три года. Брат попросил ее тогда только об одном — оставить ему дочь, и Маша согласилась.

Семья в сборе...Даша и Борис Хмельницкие, Марианна Вертинская.



— После развода с Машей Бобик долго жил один, хотя романы у него, конечно, случались. Во второй раз он женился, когда ему было уже за 50. Ирочка Герасимова — очень красивая и умная женщина, психолог по образованию. Мне казалось, что она подходила Борису по всем статьям. Но самое главное — Иру приняла Даша: женщины, которые ей не нравились, не могли и порог их дома переступить.



Увы, с Ирой брат прожил всего не­сколько дней. Тут все получилось с точностью до наоборот — переделать пытались его. Для начала Ира поставила условие: ее сын останется с ними, а Даша пусть переезжает в ее квартиру. Бобик, который даже представить себе не мог, что дочь будет жить отдельно, естественно, возмутился. Потом Ира перенесла в спальню телевизор и сказала: «По вечерам теперь будешь сидеть дома и смотреть со мной передачи!».

Во-первых, брат терпеть не мог телевизор. Во-вторых, каждый вечер, где бы он ни находился, срывался и ехал в Дом кино играть на бильярде.

Единственное, что могло ему помешать, — это спектакль или съемки в другом городе. Он сказал об этом Ире, и она выдвинула ультиматум: «Или я, или бильярд!». Представляете, заявить такое заядлому игроку, мастеру спорта? Не задумавшись даже на секунду, Бобик ответил: «Бильярд!».


С сестрой Луизой.


Научился играть играть он очень рано, в Хабаровске, на бильярдном столе китайского императора Пу И. Борис тогда даже не дотягивался до стола, поэтому любовь к игре была привита с детства.— Отец Хмельницкого был начальником разных домов офицеров.

С родителями.


Хмельницкий был единственный актер — мастер спорта по бильярду. Он потрясающе играл, был просто помешан на бильярде. Играл, даже когда тяжело заболел? Играл до тех пор , пока мог ходить. Еще 12 января , за месяц до смерти, был какой-то турнир, и Хмельницкий занял второе место. У него кии были сделаны под руку... Сейчас в бильярдном клубе “Кино” несколько лет проводится турнир памяти Бориса Хмельницкого.



О болезни и смерти актера вспоминает дочь Даша:
- 2007 год. Папа уехал на Украину, снимался в фильме «Тарас Бульба». Во время съемок сцены боя он упал с лошади, ушибся. Поначалу даже не встревожился, не в первый же раз. Рентген показал небольшое смещение позвонков, доктора посоветовали пройти курс массажа. Но тут слишком уж сильно заболела спина. Папа чувствовал себя все хуже. Стали обследовать и нашли метастаз в позвоночнике. Врачи сразу сказали папе: «Рак простаты, стадия последняя, неоперабельная. Сделать уже ничего нельзя.

На съемках "Тараса Бульбы".


О папиной болезни мне сказала Саша (сводная сетра Даши), она была знакома с лечащим врачом. Не могу вспомнить, какие же эмоции я испытала, узнав о папиной болезни: шок, страх? Нет, страха не было. Больше всего на свете хотела разобраться с собой, понять, как существовать дальше с осознанием этой неизбежности.




А мы решили побыть вдвоем. Как это странно ни прозвучит, старались по возможности насладиться тем временем, что нам отпущено. А его было катастрофически мало. Очень скоро выяснилось, что гормонотерапия, которая могла бы продлить папину жизнь, не помогает. По прогнозам врачей, означало это только одно — папе осталось жить три месяца. Но он многое успел: доснялся в фильме, привел в порядок все свои дела. Я везде ездила с папой, не оставляла его ни на минуту. Вообще всегда находилась рядом, до последней секунды.


С дочкой Дашей.


Однажды папа сказал: «Знаешь, Даша, а это хорошо, когда точно известно, сколько осталось…» А я все равно верила в чудо и очень просила этого чуда. Но понимала, что его может и не произойти… Когда нам объявили, что врачи бессильны, мы решили обратиться к специалистам альтернативной медицины. Ездили к знахарям, глиной лечились, чагами. Не помогло. Я все думала: почему такое могло произойти именно с моим папой? Он ведь очень внимательно следил за своим здоровьем, каждый год проходил диспансеризацию.




Он не боялся смерти. Конечно, переживал, как я останусь без него. Он всегда говорил: “Я тебя не подведу”. Что касается отношения к смерти, это вопрос воспитания. Папа молился каждое утро, и вместе с иконами в комнате стояли фотографии бабушки и дедушки. И он всегда к ним обращался, разговаривал с ними, как с живыми.
..

Народный артист России Борис Хмельницкий ушел 16 февраля. На его похоронах не было лишних людей, только родные, друзья, коллеги… Прощание с артистом проходило в Доме кино. В здешнем кафе стоял чад от табачного дыма. Градский, Прыгунов, Иншаков, Молчанов, Гафин, Куценко, Вертинские, Михаил Козаков…В толпе скорбящих был замечен Алимжан Тохтахунов, более известный как Тайванчик. Говорят, они дружили. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище (10 уч.), рядом с родителями.

Удивительно красивый памятник  на могиле актера...


Борис Алексеевич Хмельницкий родился 27 июля 1940 года в городе Уссурийске Приморского края. В 1961 году он окончил Львовское музыкальное училище, в 1966 году - театральное училище имени Щукина. С 1964 года - актер Московского театра драмы и комедии на Таганке.С Владимиром Высоцким на одной площадке они играли «Добрый человек из Сезуана», «Антимиры», к которым музыку написал сам актер. Так же автор музыки к художественным фильмам «Первая любовь» (1966) и «На короткой волне» (1977).

С 1966 года Борис Хмельницкий стал сниматься в кино. Мы помним его по фильмам «Стрелы Робин Гуда», «Князь Игорь», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Вечер накануне Ивана Купала» и многим другим. Кроме того, Борис Хмельницкий сыграл роли в американском фильме «Бегущий по льду» и в итальянском фильме «Джонатан - друг медведей». Картины с его участием посмотрело не одно поколение зрителей, и сам актер признавался, что был очень узнаваем на улице. К нему подходили с вопросом: «Это вы наш Робин Гуд?»



Борис Хмельницкий старался не сниматься в откровенной халтуре...Вот его мнение о российском кино:
"За то кино, которое сейчас снимают, раньше выгоняли с первого курса киноинститута. Большинство очень хороших режиссеров вынуждены снимать не то, что они хотят. надо выживать. По телевизору сплошные сериалы. Но если никакой режиссер, никакой оператор и никакой сценарий, то ты и сам играешь плохо, ведь чтобы максимально удешевить съемочный процесс, актеров ставят в кадр, не обговорив предварительно их роли, не отрепетировав. Но опасность даже не в этом. Вырастает нация, которая не знает, что такое хорошо, а что такое плохо. Искусство - это идеология, которая сейчас извращается. Даже в церковь для некоторых стало модно ходить и очень удобно: грешить, каяться и опять грешить".

http://www.m-necropol.ru/hmelnickiy-boris.html
http://un-tal-lukas.livejournal.com/1786871.html
http://www.bulvar.com.ua/arch/2013/7/511d5925d0c96/
http://www.mk.ru/old/interview/2010/06/25/512294-sila-robin-guda.html
http://7days.ru/article/privatelife/darya-khmelnitskaya-papa-ostalsya-by-mnoyu-dovolen/

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →